Обязательное социальное медицинское страхование

Здесь вы можете найти ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о системе обязательного социального медицинского страхования:

ОСМС для «чайников» http://special.nur.kz/minzdrav-osms-2

Как лечиться в Казахстане бесплатно? https://special.nur.kz/minzdrav-osms-1


Бизнес-процесс по оказанию консультативно – диагностической помощи — https://bit.ly/2Wp3OO0

Бизнес-процесс по оказанию стационарозамещающей помощи — https://bit.ly/335KUyw

Бизнес-процесс предоставления медицинской помощи в стационаре в экстренном порядке — https://bit.ly/36rRL7s

Бизнес-процесс предоставления медицинской помощи в стационаре в плановом порядке — https://bit.ly/2Pzwa6T

Перечень заболеваний, не входящих в перечень по кодам МКБ-10 для лечения в круглосуточном стационаре — https://bit.ly/2Px4yPY

Бизнес-процесс по оказанию восстановительного лечения и медицинской реабилитации 1 этапа в стационаре в плановом порядке — https://bit.ly/36pj02s

Бизнес-процесс по оказанию лечения и медицинской реабилитации 2 этапа в стационаре в плановом порядке — https://bit.ly/2N5kB5W

Бизнес-процесс по оказанию ПМСП в экстренном порядке — https://bit.ly/334Ukdz

Бизнес-процесс по оказанию ПМСП в плановом порядке — https://bit.ly/2C3lfKF

Бизнес-процесс «Оказание медицинской реабилитации 3 этапа» — https://bit.ly/2C3kGAx

Бизнес-процесс «Оказание медицинской помощи в рамках динамического наблюдения» — https://bit.ly/36nQTk9

Как стать участником системы медстрахования в Казахстане?

Обязательное социальное медицинское страхование предусматривает оказание расширенного пакета медицинских услуг застрахованным гражданам сверх гарантированного бесплатного объема (ГОБМП), в том числе дорогостоящих. Участие в системе является обязательным. Каждый гражданин должен ежемесячно производить взносы и отчисления в Фонд социального медицинского страхования за ОСМС в размере, который установлен отдельно для каждой категории граждан. Фонд как некоммерческая организация-закупщик — будет закупать медуслуги у больниц и поликлиник по принципу «деньги следуют за пациентом».

Как стать участником системы медстрахования в Казахстане?

С 1.01.2020 г в Казахстане внедряется новая модель государственного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). В рамках ГОБМП медицинская помощь будет предоставляться всем гражданам, оралманам, иностранцам без гражданства, постоянна проживающим в Казахстане.

Формирование новой модели ГОБМП основано на принципах помощи при экстренных и неотложных состояниях для каждого человека, контроле над заболеваниями, значимыми для всего общества.

Если вы физическое лицо, работающее по договору гражданско-правового характера 

Если вы физическое лицо, работающее по договору гражданско-правового характера Когда платим?

с 1 января 2020 года ежемесячно в течение срока действия договора

Кто платит?

Взносы с Вашего дохода удерживает и перечисляет услугополучатель (налоговый агент)

Сколько?

1% от дохода, получаемого по договору в 2020 году и 2% — в 2021 году

Важно:

объект исчисления не превышает 15 МЗП

Что я должен сделать?

  1. Услугополучатель должен информировать Вас об осуществленных взносах в ОСМС;
  2. Вы можете проверить историю платежей в ОСМС через портал e-gov.kz или Центры обслуживания населения.

Что я должен знать?

  1. Вы можете не оплачивать взнос в ОСМС по договору, если за отчетный период был внесен взнос из других источников и объект исчисления составлял 15 МЗП;
  2. Вы сможете получать медпомощь в системе ОСМС с 1 января 2020 года
  3. Вы можете выбрать поликлинику и узких специалистов по своему выбору. Как выбрать поликлинику

Задолженность и штрафы:

Задолженность по ОСМС можно погасить. Но за каждый день просрочки, включая день оплаты будет начислена пеня в размере 1,25-кратной ставки рефинансирования.

Что войдет в пакет осмс?

  1. амбулаторно-поликлиническая помощь (за исключением медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом), включающая:
    • первичную медико-санитарную помощь;
    • консультативно-диагностическую помощь по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи и профильных специалистов;
  2. амбулаторное лекарственное обеспечение по рецепту врача;
  3. стационарная помощь (за исключением медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом):
    • плановая стационарная помощь по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации в рамках планируемого количества случаев госпитализации, включая высокотехнологичные медицинские услуги;
    • по экстренным показаниям – вне зависимости от наличия направления специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации;
  4. стационарозамещающая помощь (за исключением медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом) – по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации.

Что останется без изменений?

Государство гарантирует бесплатную медицинскую помощь:

  1. скорая медицинская помощь и санитарная авиация;
  2. амбулаторно-поликлиническая помощь при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом, а также лицам, не имеющим права на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании», включающая:
    • первичную медико-санитарную помощь;
    • консультативно-диагностическую помощь по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи и профильных специалистов;
  3. стационарная помощь:
    • плановая стационарная помощь только при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом, – по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации в рамках планируемого количества случаев госпитализации, определяемого уполномоченным органом;
    • по экстренным показаниям – вне зависимости от наличия направления;
  4. стационарозамещающая помощь при социально значимых заболеваниях, заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом, – по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации;
  5. профилактические прививки.

Самостоятельным плательщикам

Если вы физическое лицо, не имеющее постоянного дохода и не входящее в список льготных категорий граждан, получающих страховку В ОСМС от государства

Когда платим?

Ежемесячно с 1 января 2020 года

За кого?

За себя

Сколько?

5% от 1 МЗП в 2020 году, 5% от 1 МЗП в 2021 году, 5% от 1 МЗП в 2022 году

Что я должен знать?

  • Плата в ОСМС для самозанятого населения, по каким-либо причинам не планирующего оформлять свой статус в качестве безработного и получать страховку за счет государства введена она не как обязательство, а как возможность получить за символическую сумму денег неограниченный по сумме пакет медицинских услуг в рамках ОСМС. За пациентом в любом случае остается право выбора: ограничиться пакетом ГОБМП, лечиться за свои деньги в частной клинике, либо войти в систему ОСМС оплатив все необходимые взносы и погасив задолженность за срок до 12 месяцев, если она образовалась.
  • Вы сможете получать медпомощь в системе ОСМС с 1 января 2020 года.
  • Вы можете выбрать поликлинику и узких специалистов по своему выбору. Как выбрать поликлинику (смотрите тут) ссылка (https://fms.kz/ru/select-medical-inst)

Что я должен сделать?

Шаг 1:

  • Перечислить платеж за ОСМС через любое отделение банка или АО «Казпочта».
  • Взносы можно делать ежемесячно, а можно авансом за каждый месяц отдельным платежным поручением/извещением.

Код назначения платежа: 122

Важно:

Правильно указать ИИН и ФИО получателя

Шаг 2:

  • Проверить возврат средств в течение 2-3 рабочих дней
  • Если есть возврат, перепроверьте данные.
  • Наиболее вероятные ошибки
  • Неправильно указаны ИИН или ФИО получателя
  • Некорректно высчитаны ставки

Шаг 3:

Проверить себя в списке лиц, за которых уплачены взносы:

  • Вы можете проверить историю платежей в ОСМС через портал e-gov.kz или Центры обслуживания населения,

Задолженность и штрафы:

  • Задолженность по ОСМС можно погасить. Но за каждый день просрочки, включая день оплаты будет начислена пеня в размере 2,5-кратной ставки рефинансирования.

Важно:

  • Задолженность по ОСМС погашается за срок не более 12 месяцев.

Если вы работодатель когда платим?

Ежемесячно с 1 июля 2017 года

За кого?

За своих работников

Сколько?

1% от заработной платы работника в 2017 году, 1,5% – в 2018-2019 годах, 2% – в 2020 году, 3% после 2022 года

Важно:

Если Ваши работники входят в одну из 13 льготных категорий, то отчисления за них делать не нужно. Платежи за льготные категории граждан вносит государство.

Система Обязательного Социального Медицинского Страхования

Презентация ОСМС

Система обязательного социального медицинского страхования – это государственная система социальной защиты интересов в сфере охраны здоровья.

Обязательное социальное медсоцстрахование (ОСМС) гарантирует всем застрахованным гражданам Казахстана независимо от пола, возраста, социального статуса, места проживания и доходов равный доступ к медицинской и лекарственной помощи за счет средств Фонда социального медицинского страхования.

Основные цели ОСМС

  1. Достижение общественной солидарности путем укрепления собственного здоровья и разделения бремени охраны здоровья населения.
  2. Обеспечение финансовой устойчивости системы за счет создания устойчивости системы к внешним факторам и росту затрат, а также прозрачности и справедливости системы.
  3. Повышение эффективности системы через обеспечение высокой компетенции и конкурентоспособности системы, достижение конечных результатов доступности, полноты и качества услуг.

Принципы ОСМС

Универсальность

В системе ОСМС обязаны участвовать все постоянно проживающие жители (всеобщий охват) и каждый из них должен платить взносы (либо за него платит государство)

Социальная справедливость

Взносы экономически активного населения зависят от платежеспособности т.е. доходов, а взносы за экономически неактивных платит госбюджет из общих налогов

Солидарность

Каждый застрахованный имеет право на медпомощь оплачиваемую ОСМС вне зависимости от суммы уплаченных взносов

Обязательные платежи в ОСМС

Взносы государства на ОСМС

Государство от среднемесячной заработной платы, предшествующей двум годам текущего финансового года, определяемая уполномоченным органом в области государственной статистики будет отчислять с 1 июля 2017 года – 4% , с 1 января 2018 года – 5%, с 1 января 2023 года – 6% и с 1 января 2024 года – 7%.

Отчисления работодателей на ОСМС

Работодатель от своих расходов, выплачиваемые работнику в виде доходов (заработной платы), будет выплачивать с 1 января 2017 года – 2%, с 1 января 2018 года – 3%, с 1 января 2019 года – 4% и с 1 января 2020 года – 5%.

Взносы работников на ОСМС

Взносы работников от доходов (заработной платы), начисленных работодателями составят с 1 января 2019 года – 1% и с 1 января 2020 года – 2%.

Взносы самозанятого населения на ОСМС

Исчисление и уплата взносов индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов с 1 января 2017 года – 2%, с 1 января 2018 года – 3% , с 1 января 2019 года – 5% и с 1 января 2020 года – 7% будут осуществляться:

  • для индивидуальных предпринимателей, применяющих общеустановленный режим налогообложения: от доходов, полученных ими в результате осуществления предпринимательской деятельности с учетом вычетов
  • для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим для субъекта малого бизнеса: от размера одной минимальной заработной платы
  • для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов: от всех видов доходов

Категория граждан, освобожденных от уплаты взносов

Согласно закону «Об ОСМС» освобождаются от уплаты взносов в фонд 15 категорий граждан:

  1. дети;
  2. многодетные матери;
  3. участники и инвалиды ВОВ;
  4. инвалиды;
  5. лица, зарегистрированные в качестве безработных;
  6. лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
  7. лица, обучающиеся по очной форме обучения;
  8. лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением, усыновлением (удочерением) ребенка;
  9. неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка до достижения им возраста трех лет;
  10. пенсионеры;
  11. военнослужащие;
  12. сотрудники специальных государственных органов;
  13. сотрудники правоохранительных органов;
  14. лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
  15. лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

Предоставление медицинской помощи иностранцам

В текущей ситуации в Казахстане ГОБМП не предоставляется:

  • Иностранцам и членам их семей, постоянно проживающим в РК с видом на жительство
  • Лицам без гражданства
  • Иностранцам, временно проживающим в Республике Казахстан

В рамках ОСМС иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, а также оралманы пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное нем предусмотрено настоящим Законом.*

Внесение изменений в ЗРК «Об обязательном социальном медицинском страховании» в части предоставления медпомощи:

  • Неработающим оралманам и их членам семей в течение одного года за счет взносов государства (так как статус «оралман» предоставляется на 1 год, если он за этот период не получает гражданство, то он считается как «иностранец»;
  • Неработающим иностранцам и членам их семей, постоянно проживающим в РК наравне с гражданами РК;
  • Работающим иностранцам и членам их семей на общих основаниях

Движение средств ОСМС

За неактивное население на ГОБМП и трансферты Фонду (взносы на ОСМС за лиц, освобожденных от их уплаты) платит государство из республиканского бюджета. Денежные средства перечисляются ежемесячно по плану финансирования через бюджетную программу Министерство здравоохранения и социального развития в Фонд социального медицинского страхования.

В свою очередь, взносы активного населения (работодателей, работников, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, медиаторов и др.) будут поступать в Фонд социального медицинского страхования через Государственный центр по выплате пенсий. Это обеспечит учет поступлений по аналогии с действующей пенсионной системой и Государственного фонда социального страхования, а также даст экономию средств за перечисление взносов.

Стоит отметить, что на ГЦВП будут лежать функции по проверке индивидуальных идентификационных номеров участников, возврату ошибочных платежей, передаче информации в Налоговый комитет для сверки работы с неплательщиками и персональному учету.

Фонд социального медицинского страхования будет распределять денежные средства следующим образом: часть будет отправлена на оплату услуг в субъекты здравоохранения, то есть в медорганизации, а часть будет отправлена в Национальный банк, который будет инвестировать денежные средства и полностью управлять активами.

Расчет отчислений и взносов на ОСМС

Работодатель отчисляет взносы за работников из расходов, выплачиваемых работнику в виде доходов, то есть из фонда оплаты труда до вычета корпоративного подоходного налога (КПН). Исчисление и перечисление отчислений/взносов работников осуществляются работодателем ежемесячно.

Работники отчисляют взносы из доходов, начисленных работодателями, то есть заработной платы до вычета индивидуального подоходного налога (ИПН). Исчисление и перечисление взносов физических лиц осуществляются ежемесячно налоговыми агентами, с которыми заключены такие договоры.

Индивидуальные предприниматели отчисляют взносы из доходов, полученных ими в результате осуществления предпринимательской деятельности до вычета индивидуального подоходного налога (ИПН). Исчисление и уплата взносов ИП осуществляются ими самостоятельно путем прямого зачисления средств через Государственную корпорацию на счет фонда. В случае индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим, доходом является размер одной минимальной заработной платы.

Стоит отметить, что для всех категорий уполномоченным органом определены доходы, с которых не уплачиваются отчисления и взносы,

  • компенсации при служебных командировках и разъездном характере работы,
  • полевое довольствие работников,
  • расходы, связанные доставкой работников, на оплату обучения, пособия и компенсации из средств бюджета,
  • пособие к отпуску на оздоровление, выплаты для оплаты медицинских услуг, при рождении ребенка, на погребение в пределах 8 МЗП, стипендии, страховые премии.

При этом минимальный размер объекта исчислений/взносов не может быть меньше минимального размера заработной платы.

Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений/взносов, не должен превышать 15-кратный размер минимальной заработной платы.

Все взносы должны быть отчислены не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным/за месяцем выплаты доходов.

Пакеты медицинских услуг

1. Пакет ГОБМП — включающий гарантированный государством объем медицинской помощи и финансируемый за счет республиканского бюджета (ГОБМП). Он будет доступен для всех граждан РК и оралманов. Он включает:

  • скорую помощь и санитарную авиацию;
  • медицинскую помощь при социально-значимых заболеваниях и в экстренных случаях;
  • профилактические прививки;
  • амбулаторно-поликлиническую помощь (АПП) с амбулаторно-лекарственным обеспечением (АЛО) (для непродуктивно самозанятого населения до 2020 года, т.е. до внедрения всеобщего декларирования).

2. Пакет ОСМС — включающий объем медицинской помощи сверх ГОБМП, финансируемый за счет обязательных страховых взносов государства, работодателей и работников в Фонд ОСМС. Его могут получать лица, являющиеся участниками ОСМС. В него входит:

  • амбулаторно-поликлиническая помощь (в т. ч. АЛО);
  • стационарная мед. помощь (за исключением социально-значимых заболеваний);
  • стационарозамещающая помощь (за исключением социально-значимых заболеваний);
  • восстановительное лечение и мед. реабилитация;
  • паллиативная помощь и сестринский уход;
  • высокотехнологичная помощь.

Оценка качества медицинских услуг

Кто будет способствовать улучшению качества предоставляемых медицинских услуг?

Объединенная комиссия по качеству (ОКК) будет:

  • совершенствовать стандарты медицинского образования
  • совершенствовать клинические протокола
  • совершенствовать лекарственное обеспечение
  • совершенствовать стандарты системы контроля качества и доступности услуг в сфере здравоохранения
  • контролировать соблюдение стандартов качества и доступности медицинских услуг

2. ККМФД будет осуществлять гос.контроль, в т.ч.:

  • контроль за соблюдением стандартов в области здравоохранения;
  • проверка летальных случаев, в т.ч. по запросу ФСМС;
  • проверка жалоб.

3. Управления здравоохранения (УЗ) будут:

  • проводить стандартизацию сети и служб системы здравоохранения
  • обеспечивать внедрение стандартов диагностики и лечения
  • стимулировать аккредитацию медицинских организаций в национальной и международной системе аккредитации
  • снижать количество обоснованных жалоб населения и проведение социологических исследований по удовлетворенности населения качеством медицинских услуг
  • обеспечивать эффективность внешнего контроля качества и внутреннего аудита в медицинских организациях
  • обеспечивать непрерывное повышение квалификации медицинских работников и развитие системы независимой оценки компетенций медицинских работников

3. Фонд будет осуществлять проверку на основании заключенного договора с медорганизацией, в т.ч.:

  • экспертизу объемов и качества пролеченных случаев;
  • экспертизу обоснованности назначения ЛС и ИМН;
  • мониторинг индикаторов конечного результата деятельности поставщиков.

По результатам проверок Фонд будет формировать базу данных медицинских организаций, имеющих положительные и отрицательные рейтинги.

Ожидаемые результаты

  1. Доступность качественной медицинской помощи
  2. Система здравоохранения, способная отвечать потребностям населения
  3. Улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни
  4. Расширение амбулаторно-лекарственного обеспечения
  5. Усиление контроля качества предоставляемых медицинских услуг

Снижение уровня частных расходов (из собственного кармана)на здравоохранение

Информационно-справочные материалы по ОСМС (ZIP 127 Kb)

Как стать участником ОСМС (WAV 15641 Kb)

Преимущества ОСМС (WAV 11869 Kb)

 

Здесь вы можете найти ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о системе обязательного социального медицинского страхования:

О поправках в закон РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» предусматривающие изменение ставок по взносам и отчислениям в Фонд социального медицинского страхования , а также перенос срока по страхованию на 2020 год.

 

Обязательное социальное медицинское страхование

  • 100 вопросов и ответов по внедрению обязательного социального медицинского страхования в РК Zip (61 Kb)
  • 50 популярных вопросов от населения Zip (41 Kb)
  • Месседжи «Обязательное социальное медицинское страхование» Zip (24 Kb)
  • Буклеты для населения Zip (10 Mb) Zip (5 Mb)
  • Что должен знать менеджер здравоохранения об обязательном социальном медицинском страховании? Zip (9 Mb)
  • Что должно знать население об обязательном социальном медицинском страховании? Zip (20 Mb)
  • Что должны знать работодатели об обязательном социальном медицинском страховании? Zip (8 Mb)
  • Кто будет перечислять взносы в ФСМС? Zip (62 Kb)
  • Внедрение обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) Zip (136 Kb)
  • Что должны знать медицинские работники об обязательном социальном медицинском страховании? Zip (10 Mb)

Номера телефонов по разъяснению направлений ОСМС:

регистратура — тел. 22-9-72

детская регистратура — тел. 2-18-38

женская регистратура — 2-17-65

справочная — 23-7-36

 


1. Почему один Фонд, а не несколько?

Преимущества модели единого закупщика:

  • Обеспечение солидарности при перераспределении ресурсов от менее нуждающихся к более нуждающимся;
  • Единый пакет медпомощи и равенство в доступе к нему для каждого жителя страны;
  • Аккумулирование всех страховых рисков в одном фонде;
  • Единые правила распределения средств по регионам и закупа  медицинской помощи у поставщиков;
  • Мощность переговоров в ходе стратегических закупок и возможность влияния на повышение эффективности системы здравоохранения;
  • Сохранение государственной монополии как эффективного инструмента воплощения национальной политики здравоохранения;
  • Более высокая эффективность (низкие административные расходы).

2. Какие ожидаются результаты после внедрения ОСМС?

ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

Доступность качественной медицинской помощи

Система здравоохранения, способная отвечать потребностям населения

Улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни

Расширение амбулаторно-лекарственного обеспечения

Снижение уровня неформальных платежей на здравоохранение

ДЛЯ ГОСУДАРСТВА

Универсальный/всеобщий охват медицинской помощью

Солидарная ответственность граждан

Финансово-устойчивая система здравоохранения, позволяющая сбалансировать объемы потребления

Совершенствование рыночных механизмов здравоохранения

Стимулы для развития частного здравоохранения и индустрии здравоохранения (дополнительные рабочие места и технологии)

Повышение эффективности использования финансовых ресурсов

Подотчетность перед обществом по использованию ресурсов

ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ      

Стабильность финансирования в соответствии с эффективностью деятельности

Стимуляция к внедрению новых корпоративных методов управления и менеджмента

Совершенствование системы оплаты труда: возможность получать конкурентоспособную заработную плату

Внедрение новых медицинских технологий. Ориентированность на конечный результат

Своевременное обновление основных средств

3. Как будет контролироваться вопрос фиктивной госпитализации по экстренным показаниям не застрахованных лиц? Не вызовет ли внедрение ОСМС роста коррупции путем требования оплаты с самих граждан?

Оплата из кармана, напротив, потеряет актуальность.

Неплательщики налогов, не желающие встать на учет по безработице или начать платить налоги, будут вынуждены оплатить плановую помощь. Это как раз-таки выведет на свет теневые платежи.

Контроль экстренности будет осуществляться по экспертизе и на основании разработанного перечня экстренных состояний.

4. Сейчас очень много частных лабораторных центров, оказывающих платные услуги. Будут ли они покрываться страховкой?

Зависит от их желания работать в системе ОСМС. Лабораторные услуги, как часть медицинской помощи будут покрываться в системе ОСМС. 

5. При обращении пациента в частную медицинскую организацию для получения услуг в рамках ГОБМП и ОСМС не будет ли ему отказано? Может ли частная медицинская организация требовать сооплату за услуги оказанные в рамках ГОБМП и ОСМС? Есть ли лимит сооплаты?

При обращении в частную клинику гражданину необходимо знать: есть ли у этой клиники договор с ФСМС на оказание необходимой медицинской услуги? При наличии договора с ФСМС клиника не вправе требовать сооплату за услуги, входящие в пакет ОСМС и ГОБМП.

6. Можно ли выбрать частную клинику и как будет осуществляться оплата в этом случае?

Можно выбрать частную клинику — если она имеет договор с ФСМС. Оплата частной клинике будет осуществляться по утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РК тарифам и порядку оплаты медицинских услуг.

7. Как будет обеспечено право свободного выбора медицинской организации пациентом?

Действующий механизм свободного выбора медицинской организации сохранится

8. Необходимо ли будет иметь страховку (карточку) при себе постоянно или достаточно удостоверения личности?

Достаточно удостоверения личности.

9. Не будет ли отказов от оказания медицинской помощи при отсутствии страховки?

Только при плановой стационарной помощи для неплательщиков взносов

10. Как происходит идентификация пострадавших в экстренных случаях?

Поскольку экстренная помощь доступна всем вопрос о срочной идентификации не стоит.

11. Как будет оказываться скорая и экстренная медицинская помощь? Как будет разграничена экстренная медицинская помощь от плановой стационарной?

Неотложная и экстренная помощь будут предоставляться всем гражданам и оралманам без исключения.

В соответствии с Законом, будет выработан перечень экстренных состояний по клиническим признакам и параметрам. В настоящее время находится на этапе разработки. 

12. Какие услуги входят конкретно в пакет ОСМС? Что изменится?

Действующий объем — ГОБМП — не будет сужен ни в коей мере, за исключением ограничения доступа к плановой медицинской помощи для неплательщиков налогов в общий Фонд. Изменится лишь принадлежность услуг — к ГОБМП или к страховому пакету.

В соответствии со статьей 7 Закона «Об ОСМС» в страховой пакет входят плановая стационарная помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, включая амбулаторное лекарственное обеспечение, высокотехнологичные услуги

При этом, по мере роста доходов ФСМС будет повышаться доступность медицинской помощи, например, с увеличением обеспеченности ВОП: с 1 ВОП на 2000 населения до 1 ВОП на 1500 населения. Пакет АЛО (перечни ЛС и нозологий) будет поэтапно расширяться. Эти преобразования приведут к фактическому расширению пакета доступной помощи.

13. Как будет обеспечена медицинская помощь иностранцам, работающим в РК, трудовым мигрантам?

Согласно п.2 ст.2 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, а также оралманы пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Трудовым мигрантам медицинская помощь в рамках межгосударственных соглашений. Если такие соглашения отсутствуют, то трудовые мигранты получат медицинскую помощь в рамках ДМС и при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих на бесплатной основе.

14. Как будет обеспечена медицинская помощь безработным, непродуктивно самозанятым и другим категориям экономически неактивного населения страны? Сколько их в стране?

Численность неформально и непродуктивно самозанятых граждан, не осуществляющих налоговые платежи, на сегодня составляет около 2,5 млн. человек. Ограничения для намеренных неплательщиков коснутся лишь плановой помощи, то есть при состояниях, не угрожающих жизни и здоровью человека.

В то же время, данной категории населения будут предоставлены альтернативные возможности получения полноценного доступа к медицинской помощи: регистрация в качестве безработного — тогда взнос в ФСМС заплатит государство, либо легализация своей деятельности и уплата налогов в общий Фонд.

15. На данный момент многие государственные медицинские организации активно занимаются бизнесом: большинство медицинских услуг оказывают на платной основе, особенно стационары.

На данный момент многие государственные медицинские организации активно занимаются бизнесом: большинство медицинских услуг оказывают на платной основе, особенно стационары. Хотя данные услуги входят в перечень ГОБМП, отсутствует контроль, население платит, государство наоборот стимулирует платные доходы в государственных предприятиях. Как изменится ситуация при внедрении ОСМС?

Услуги в рамках ГОБМП и ОСМС не должны предоставляться на платной основе, как сейчас, так и с введением ОСМС. Все необходимое гарантировано и будет обеспечено.

Спрос рождает предложение. Когда граждане будут видеть, что платят взносы конкретно на медицинское страхование, одновременно расширяются спектр и объем медицинских услуг в системе ОСМС, то снизится потребление платных услуг.

16. Каким образом внедрение ОСМС поможет решить проблему денежных «благодарностей» медицинским работникам?

С введением страхования и развитием страховой культуры, прозрачность налогообложения и распределения благ в здравоохранении будет значительно повышена, что повысит требовательность участников к системе. Поэтапно будет повышаться заработная плата медицинских работников. Таким образом, неформальные платежи, так называемые «благодарности» врачам, расходы на медицинскую помощь из собственного кармана станут неактуальны.

17. Поможет ли внедрение ОСМС решить кадровую проблему?

Безусловно. Прежде всего, следует отметить, что на уровне стационара проблема обеспеченности кадрами в РК обратная: в расчете на душу населения в этом секторе у нас избыточное количество врачей.

Иначе дело обстоит в поликлиниках: проблема очередей действительно существует. Поэтому на уровне ПМСП обеспеченность населения ВОП будет повышена радикальным образом до стандартов стран ОЭСР: с 2000 прикрепленного населения на 1 врача до 1500 населения на 1 врача. Это увеличит доступность, снизит очередность, и, таким образом, повлияет и на качество приема, ведь врач сможет уделять больше времени каждому пациенту.

18. Как будет обеспечено повышение заработной платы работникам ПМСП в условиях ОСМС? За счет каких источников?

Заработная плата работников ПМСП будет повышаться поэтапно за счет расширенных по сравнению с текущим финансированием доходов ФСМС.

19. Какая будет польза медицинским работникам при внедрении ОСМС? Увеличится ли заработная плата?

ОСМС реализуется с комплексом сопутствующих мер, как приватизация части поставщиков медицинских услуг и переход других поставщиков в форму собственности, предоставляющую большую степень автономности. Все эти меры помогут расширить возможности по гибкому управлению средствами в медицинских организациях, в том числе и уровнем заработных плат.

Также в условиях ОСМС будет усилена конкуренция за пациента, что является мотивацией к повышению уровня заработной платы и улучшению условий труда.

Внедрение ОСМС предполагает поэтапное снижение нагрузки на врачей общей практики от 2000 человек на 1 участок до 1500 человек на участок, поэтапное увеличение заработных плат медицинских работников по сравнению со средней заработной платой в экономике

20. Улучшится ли качество медицинской помощи с внедрением ОСМС?

Качество медицинских услуг с введением ОСМС однозначно повысится. Для этого будет реализован комплекс мер:

  • создана Объединенная комиссия по качеству;
  • перераспределение функций в сфере управления качеством, включая расширение привлечения НПО;
  • усиление функции экспертизы оказанных услуг со стороны Фонда;
  • обеспечение условий для дальнейшего развития конкуренции среди поставщиков медицинских услуг, что естественным образом приведет к повышению качества;
  • включение индикаторов качества в договора между Фондом и поставщиками медицинских услуг и их увязка с уровнем финансирования и т.д.

21. Что такое стратегический закуп услуг?

Стратегический закуп — закуп четкого перечня услуг определенного качества.

22. Сколько сейчас частных медицинских организаций предоставляют стационарные и амбулаторные услуги в рамках ГОБМП? Как изменится данная картина при внедрении ОСМС в денежном выражении?

На 2016 год из средств республиканского бюджета заключены договора с 246 медицинскими организациями частной формы собственности. Полагаем, что с внедрением ОСМС в оказании медицинских услуг примет участие большее количество частных медицинских организаций. На данный момент сложно оценить какая картина сложится в денежном выражении.

23. Как будет проходить выбор поставщиков медицинских услуг в условиях ОСМС? Все ли клиники будут участниками ОСМС?

Выбор поставщика станет более прозрачным и двухэтапным.  Критерии выбора поставщика будут едиными. Преимущественным правом при закупе услуг по оказанию медицинской помощи в системе ОСМС будут обладать субъекты здравоохранения: прошедшие аккредитацию в области здравоохранения, а также имеющие опыт предоставления соответствующей медицинской помощи непрерывно в течение трех лет. Ограничений медицинским организациям в участии нет.

24. Как в связи с внедрением ОСМС будет функционировать добровольное медицинское страхование?

Добровольное медицинское страхование (ДМС), позволит полностью или частично покрывать расходы застрахованного лица на медицинское обслуживание, не предусматриваемые системой ОСМС.

Полис ДМС дает возможность физическим лицам или сотрудникам крупных компаний обследоваться в выбранных ими клиниках и на условиях (сервисные услуги, отсутствие листов ожидания, услуги, не входящие в ОСМС — стоматология и др.) за счет страховой компании. Оформляя ДМС, гражданин сам выбирает объем услуг, включенных в полис добровольного страхования.

25. Как будут обстоять дела с гражданами без медицинской страховки, которые вынуждены работать без договора за очень небольшие заработные платы (25000тг в месяц)?! Работодатели не заключают договор, чтобы не платить лишних налогов.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее — Закон) участие в системе обязательного социального медицинского страхования является обязательным для всех граждан РК.

Граждане должны зарегистрироваться в качестве безработного и получить место работы, по которому работодатель будет перечислять отчисления за Вас. За время нахождения в статусе безработного взносы будут уплачиваться государством на обязательное медицинское страхование.

Кроме того, государством разрабатываются меры в сфере налогообложения (включая социальные платежи), которые позволят легализовать доходы и расходы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Граждане страны должны принять активное участие в реализации указанных мер, так как они непосредственно определяют их социальную обеспеченность, включая медицинское страхование.

Граждане, не имеющие доходов и не осуществляющие взносы в систему обязательного социального медицинского страхования, будут обеспечены медицинской помощью при социально-значимых заболеваниях, экстренной медицинской помощью, амбулаторно-поликлинической помощью до 2020 года и профилактическими прививками.

26. Так как отчисления и взносы станут дополнительным бременем для работодателей, индивидуальных предпринимателей и работников, предприятия будут скрывать реальные заработные платы и платить минимальную заработную плату, для снижения социальных выплат.

Фонд будет сталкиваться со многими рисками — снижение экономической активности в стране, сокрытие доходов и заработных плат, риски перепотребления медицинских услуг и другие. В этой связи, в стране будут приняты комплексные меры по регулированию этих процессов.

Касательно скрытых реальных заработных платах («серых» зарплатах) и выдачу остальной части в конвертах, в нашей стране такая практика носит массовый характер, работодателями разработано множество схем так называемой оптимизации.

С этой ситуацией активно борются налоговые органы, которые могут обратить внимание на организацию, если:

  1. заработная плата сотрудников ниже прожиточного минимума по региону, ниже среднерыночного уровня (по конкретному региону), ниже среднеотраслевой заработной платы;
  2. уровень заработной платы руководства по официальным документам ниже заработка рядовых сотрудников;
  3. при поступлении информации о выплатах заработной платы «в конвертах» (например, анонимный звонок);
  4. при более низком уровне заработной платы у сотрудника на новом месте работы в сравнении со старым (по данным справок ГЦВП), то есть он сменил работу на менее выгодных условиях;
  5. при предоставлении в банк справки для получения кредита, где фигурирует большая сумма заработной платы, чем в реальном отчете по конкретной организации.

Если у налогового органа появились доказательства выплаты зарплат в «конвертах», они не оставят это без внимания. У налоговой инспекции возникнет вопрос, с каких доходов компания выплачивает заработную плату в «конвертах».

Также, для организации возможны следующие последствия применения «серых» заработных плат:

  1. полные выездные проверки таких ведомств, как налоговая инспекция, ДВД, прокуратура и другие, в ходе которых будут выявлены многочисленные ошибки, касающиеся не только заработной платы;
  2. начисление налогов к уплате, которые организация будет обязана заплатить (расчет производится на основании имеющейся в налоговой инспекции информации о налогоплательщике);
  3. начисление пеней и штрафов за умышленную неуплату налогов.

А также привлечение лиц совершившие преступление по уклонению от уплаты налогов к административной и даже к уголовной ответственности.

Кроме того, каждый гражданин должен заботиться о своих доходах, так как размер официального дохода прямо пропорционален его пенсионным накоплениям.

27. Будет ли изменяться объем взносов в зависимости от вредных привычек граждан? В чем солидарность населения?

Объем взносов не будет изменяться.

Солидарность в непосредственном участии в финансировании отрасли.

28. Какая мотивация для работодателей в условиях ОСМС?

Здоровье работников, соответственно высокая производительность труда.

29. Как будет рассчитываться индивидуальный подоходный налог для плательщиков взносов и корпоративный подоходный налог для работодателей? Как измениться налогооблагаемая база?

Отчисления на ОСМС будут отнесены на вычеты по ИПН и КПН, таким образом, налогооблагаемая база будет уменьшена на сумму отчислений и взносов соответственно.

30. Как будут оплачивать взносы индивидуальные предприниматели, лица работающие по патенту, работники крестьянских хозяйств, торговцы на рынках?

Исчисление и уплата взносов индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов будут осуществляться ими самостоятельно путем прямого зачисления средств через Государственную корпорацию на счет фонда:

  1. индивидуальными предпринимателями, применяющими общеустановленный режим налогообложения — не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов;
  2. индивидуальными предпринимателями в свою пользу — не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным;
  3. крестьянскими или фермерскими хозяйствами, применяющими специальный налоговый режим, — в порядке и сроки, которые предусмотрены налоговымзаконодательством Республики Казахстан (10 апреля и 10 ноября года);
  4. индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе патента, — в срок, предусмотренный налоговым законодательством Республики Казахстан для уплаты стоимости патента.

31. Кто будет освобожден от уплаты взносов? Если эти граждане одновременно работают (матери, находящиеся в отпуске по уходу, пенсионеры, студенты, инвалиды и др), то как будут исчисляться взносы?

Согласно пункту 4 статьи 28 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» следующие граждане освобождаются от уплаты взносов в фонд:

  1. дети;
  2. многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күмiсалқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
  3. участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
  4. инвалиды;
  5.  лица, зарегистрированные в качестве безработных;
  6. лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
  7. лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
  8. лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;
  9.  неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;
  10. пенсионеры;
  11. военнослужащие;
  12. сотрудники специальных государственных органов;
  13. сотрудники правоохранительных органов;
  14. лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);
  15. лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

При этом за военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, сотрудников правоохранительных органов государство не будет перечислять взносы: эти категории граждан будут продолжать получать обслуживание в учреждениях ведомственной сети.

В соответствии с п.3 статьи 27 Закона от уплаты отчислений освобождаются работодатели за граждан, указанных выше.

32. Смогут ли казахстанские компании платить за своих работников отчисления в ФСМС? Не приведет ли это к негативным экономическим последствиям?

Как предусмотрено Законом «О ОСМС» отчисления начнутся в 2017 году и будут повышаться постепенно. Это позволит компаниям «привыкнуть к новому налогу».

Кроме того, реализован комплекс мер по снижению налогового бремени — отнесение отчислений на ОСМС на вычеты по ИПН и КПН и ограничение размера налогооблагаемой базы на уровне 15 МЗП.

Также в итоге, сами компании получат более здоровых сотрудников.

33. Сегодня налоговые и пенсионные отчисления составляют около 20% от заработной платы. Теперь и на здравоохранение будут отчисления?

Да. Следует понимать, что дополнительное финансирование здравоохранения необходимо в условиях низкого уровня финансирования отрасли. Кроме того, эти средства будут направлены на конкретные меры — увеличение числа ВОП, расширение оказания высокотехнологичных услуг, амбулаторного лекарственного обеспечения, повышения качества медицинских услуг и др.

34. Как изменится общий объем и структура затрат государства и граждан на расходы здравоохранения в результате внедрения ОСМС?

Общие расходы на здравоохранение в % от ВВП с введением ОСМС возрастут.

35. Позволит ли внедрение ОСМС сократить расходы государственного бюджета (республиканского и местного)? Если да, то на сколько, и куда планируется направить высвобожденные средства?

Размеры расходов на здравоохранение в РК очень низки: на уровне 3,5% от ВВП по сравнению с ближайшими соседями (более 5% от ВВП в РФ) и странами ОЭСР (в среднем 8-9% от ВВП).

В этой связи, вопрос о снижении расходов на здравоохранение скорее следует заменить вопросом о росте качества медицинских услуг, сообразном росту расходов.

Снижение расходов бюджета заключается в фиксировании взноса государства за отдельные категории граждан при постоянно растущих расходах на здравоохранение в целом, связанных с ростом численности населения, старением населения, ростом неинфекционных заболеваний и др.

Вопрос о перераспределении высвобожденных средств находится в компетенции Министерства национальной экономики и Министерства финансов.

36. Как будет осуществляться контроль за распределением средств ФСМС? Будет ли информационная система? Будут ли прозрачны для населения затраты фонда?

На сегодняшний день, в новой модели предусмотрены как макроэкономические инструменты балансирования и обеспечения устойчивости Фонда, так и прозрачная система сбора и распределения средств.

На начальном этапе, наряду со стандартными требованиями по публикации финансовой отчетности, будут разработаны механизмы повышения прозрачности деятельности Фонда, которые на данный момент находятся в процессе разработки.

Информационная система будет модернизирована на базе имеющейся, дополнена новыми модулями, обеспечивающими детальный учет и прозрачность как следствие.

Транспарентность — один из основных принципов ОСМС. Аккумулирование средств, процесс заключения договоров, утверждения тарифов планируется осуществлять с участием общественных организаций, НПП и др.

37. Кто будет руководить Фондом? Какие специалисты будут работать?

Законом «Об ОСМС» устанавливается ряд требований к руководящему составу ФСМС, способствующих назначению лишь достойных доверия кандидатов. К управлению Фондом будут привлечены наиболее квалифицированные эксперты в области здравоохранения и других областях.    В связи с высокими рисками, которыми сопровождается этап становления обязательного медицинского страхования, необходим высокий кадровый потенциал ФСМС. Предполагается привлечение иностранных специалистов к управлению и выполнению основных стратегических функций.

38. При нестабильной экономике страны существуют ли сценарии формирования Фонда в случае снижения ВВП страны, в частности, на фоне снижения доходов работодателей и снижения фондов оплаты труда, при росте безработицы?

Снижения ВВП страны не предвидится, речь скорее идет о замедлении темпа его роста. Возможности компенсации подобных макроэкономических колебаний в данный момент прорабатываются по нескольким направлениям:

  • формирование резервов Фонда;
  • при укреплении экономической стабильности основное поступление будет от работодателей, при снижении экономической ситуации поступления ожидаются от государства; 
  • инструменты макроэкономического сглаживания через фиксацию обязательств государства от среднемесячной заработной платы за два года, предшествующих текущему финансовому году  (в периоды кризиса это обеспечит более высокий уровень взносов в бюджет);
  • комплексные мероприятия государства по обеспечению занятости населения, легализации доходов, информирование населения и др.

39. Как будет распределяться инвестиционный доход?

Инвестиционный доход будет направляться исключительно для оплаты за оказанную медицинскую помощь в системе ОСМС и в размере не более 1% на комиссионное вознаграждение для осуществления деятельности Фонда.

40. Кто осуществляет инвестиции активов фонда? Какой планируется инвестиционный доход?

Инвестиционная политика и управление инвестиционным доходом будет осуществляться Фондом самостоятельно. При этом финансовые инструменты для инвестирования временно свободных денег фонда утверждены постановлением Правительства РК. Инвестирование будет осуществляться на основе договора доверительного управления с Национальным банком Республики Казахстан.

41. Будет ли обеспечен общественный контроль за деятельностью ФСМС?

Объединенная комиссия по качеству (ОКК) станет диалоговой согласительной площадкой между МЗСР, ФСМС, представителями общественности. Общественный контроль будет осуществляться через обязательное введение в состав ОКК представителей ассоциаций врачей и пациентов, и прочих НПО.

42. Как будет обеспечена финансовая устойчивость фонда, чтобы не повторять ошибки ФОМС 90-х годов?

Механизмами обеспечения финансовой устойчивости системы СМС станут:

  • некоммерческий характер деятельности ФСМС;
  • целевой характер отчислений и взносов и их безвозвратность;
  • обеспечение полноты поступлений активов ФСМС;
  • оценка финансовой деятельности ФСМС;
  • аудит и отчетность;
  • раздельный учет по собственным средствам ФСМС, а также его активам (взносы, пени, инвестиционный доход);
  • исключительное использование активов ФСМС для оплаты услуг поставщиков медицинских услуг, а также для размещения их в определенные финансовые инструменты;
  • прозрачная инвестиционная политика, основанная на размещении активов исключительно в финансовые инструменты, определенные Правительством, и управляемая Национальным Банком Республики Казахстан;
  • запрет на обращение взыскания на активы ФСМС со стороны каких-либо лиц;
  • формирование обязательств строго в соответствии с доходами ФСМС, основанными на результатах актуарного анализа ожидаемых затрат;
  • формирование резервов для покрытия непредвиденных расходов.

43. Был ли учтен опыт провала реформы медицинского страхования в РК в 1996-1998 гг.?

ФСМС — вводится на подготовленную почву:

  •  внедрена ЕНСЗ;
  • был создан единый плательщик за медицинские услуги в лице КОМУ;
  • оплата производится по единому тарифу за оказанные услуги;
  • обеспечен свободный выбор медицинской организаций и врача;
  • достигнут принцип «деньги идут за пациентом»;
  • обеспечена доступность медицинской помощи населению, особенно сельскому, в получении высокотехнологической медицинской помощи;
  • внедрены рыночные механизмы в здравоохранении;
  • изучен опыт других стран в вопросах внедрения СМС.

44. Какова была причина провала реформы медицинского страхования в РК в 1996-1998 гг.?

Основной причиной провала реформы медицинского страхования образца 1996-98 гг. стал недостаточный уровень сбора доходов. Выполнение Фондом медицинского страхования своих обязательств стало невозможным по следующим причинам:

  • экономический кризис — многие предприятия не могли выплачивать страховые взносы из-за больших долгов, существовала система натуральный оплаты за страховые платежи;
  • частные предприниматели и самозанятые не отчисляли взносы (около четверти населения)
  • рост безработицы увеличивал нагрузку на местные бюджеты, которые были не в состоянии обеспечить должный уровень взносов за неактивное население;
  • образовалась задолженность фонда перед медицинскими организациями;
  • в адрес фонда были выдвинуты обвинения в коррупции и растрате собранных средств;
  • оплата за медицинские услуги проводилась в регионах по различной методике и тарифам.

45. Опыт каких стран учитывался при выборе модели ОСМС в РК?

Был изучен международный опыт с привлечением специалистов Всемирного банка и независимых международных экспертов, непосредственно занимающихся вопросами медицинского страхования в странах со схожей системой здравоохранения. Модель ОСМС в РК формировалась на опыте классической Германской модели, Российской Федерации (как близкой по нормативному полю и менталитету страны), Литвы и стран Восточной Европы — Словакия, Чехия, Польша: организация системы здравоохранения в данных постсоциалистических странах чрезвычайно схожая с РК.

46. В чем необходимость внедрения ОСМС?

Глобальные вызовы для системы здравоохранения (рост неинфекционных заболеваний, ресурсоемкость системы за счет внедрения новых технологий, увеличение численности пожилого населения) приведет к увеличению расходов здравоохранения.

Уровень финансирования здравоохранения в РК чрезвычайно низок — на уровне 3,5% от ВВП,  по сравнению с ближайшими соседями (более 5% от ВВП в РФ) и странами ОЭСР (в среднем 8-9% от ВВП).

Кроме того, принцип солидарной ответственности, предусмотренный Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения, до сих пор не реализован.

В международной практике внедрение обязательного медицинского страхования отвечает вышеуказанным вызовам и обеспечивает финансовую устойчивость системы.

С введением ОСМС общие расходы на здравоохранение в % от ВВП возрастут, что поможет обеспечить высокий уровень качества и доступности медицинских услуг. Диверсификация источников финансирования и увеличение объемов финансирования, в целом, позволит подкрепить цели по достижению уровня жизни стран ОЭСР реальными действиями.

coronavirusЛичный кабинет пациента Личный кабинет пациентаАкорда Министерство иностранных дел Республики Казахстан АО НК «Kazakh Invest» АО «ЕНПФ» Antikor ПремьерegovОфициальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской областиӘділетruh.kz